Функционально грамотный человек - это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Леонтьев А.А
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»
http://www.centeroko.ru/pirls21/pirls2021_info.html
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено четыре цикла: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
Цель участия нашей страны в этом исследовании - получить ответы на ряд вопросов:
• Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
• Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
• Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с предыдущими циклами исследования?
• Любят ли читать учащиеся четвёртого класса?
• Как семья способствует развитию грамотности?
• Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
• Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чём заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?
В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий будут включены:
• Анкета для учащегося;
• Анкета для учителя;
• Анкета для родителей;
• Анкета для администрации школы.
В 2021 году исследование впервые пройдёт на компьютерной основе.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕКСТОВ ПО МОДЕЛИ
E-PIRLS 2021 http://pirls2021.testoko.ru/test/
- Презентации вебинара «Особенности оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS-2021». скачать (zip, 10377 КБ) смотреть вебинар
- Методические рекомендации по оценке читательской грамотности выпускников начальной школы. скачать (zip, 1306 КБ)
- Рекомендации по использованию результатов международного исследования PIRLS. скачать (zip, 1022 КБ)
- Приказ "Об организации проведения оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS-2021
Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности № 03-1510
Памятка
Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Методические рекомендации обучающимся и родителям
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений
ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Педсовет «Развитие функциональной грамотности в контексте повышения качества образования» 02.11.2022г
Темы выступлений и для рассмотрения:
1.Приемы формирования читательской грамотности при подготовке к ГИА.
2. От читательской грамотности к ОГЭ
3. Интеграция математической грамотности в систему школьной математической подготовки.
4.Формирование функциональной грамотности: особенности организации учебного процесса.
5. Читательская грамотность как основа формирования всех направлений функциональной грамотности.
6.Глобальная компетентность: актуальность и сложность формирования у школьников.
7. Формирование ФГ школьников на основе содержания учебников из ФПУ
8. Опыт работы по формированию финансовой грамотности в школе.
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 « О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 « Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Сайты для работы
Банк заданий по Функциональной грамотности на портале РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытые задания исследования PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО http://www.centeroko.ru
Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120
Мастер-классы _PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/81-master-klassy-pisa